Музыка и интеллект: сделает ли прослушивание музыки вас умнее?
Станет ли прослушивание музыки умнее? Из-за обучения игре на музыкальном инструменте ваш мозг станет больше, чем обычно?
Подобные вопросы в последние несколько лет возникали повсюду, и не только в научных журналах.
На https://soundbaza.net/1128-anita-coj-na-vostok.html вы можете слушать песню «Анита Цой — На Восток» онлайн.
В последнее время средства массовой информации были увлечены исследованиями, связанными с развитием мозга и музыкой, и охотно сообщали о последних исследованиях к удовольствию любящих музыку родителей маленьких детей.
Но вся эта информация — а также некоторая дезинформация — привела к общей путанице в отношении роли музыки и музыкальных занятий в развитии человеческого мозга. Суть в следующем: если вас смущает все, что вы читаете об изучении музыки и развитии мозга, вы, конечно, не одиноки.
Отчасти это связано с тем, как фраза «Эффект Моцарта» была популяризирована средствами массовой информации и использовалась для описания любой ситуации, в которой музыка оказывает положительное влияние на познание или поведение.
На самом деле эффект Моцарта относится конкретно к исследованию 1993 года, проведенному Фрэнсис Раушер, Гордоном Шоу и Кэтрин Ки и опубликованному в престижном журнале Nature. Ученые обнаружили, что 36 студентов колледжа, прослушавших 10 минут сонаты Моцарта, справились с последующей пространственно-временной задачей лучше, чем после того, как они слушали инструкции по расслаблению или тишине.
Очарованные средства массовой информации сообщили об этом интересном исследовании как «Моцарт делает вас умнее» — огромное упрощение первоначальных результатов.
Как объясняет Раушер в более поздней статье, эффект Моцарта изучался только у взрослых, длился всего несколько минут и был обнаружен только для пространственно-временных рассуждений. Тем не менее, открытие с тех пор запустило индустрию, которая включает в себя книги, компакт-диски и веб-сайты, утверждающие, что прослушивание классической музыки может сделать детей более умными.
Научные споры — не говоря уже о народном заблуждении — вокруг эффекта Моцарта вызвали соответствующее недоумение у родителей. Они задаются вопросом: «Стоит ли моим детям вообще заниматься музыкальным образованием?»
На самом деле ответ на этот вопрос по-прежнему утвердительный, поскольку многочисленные исследования доказывают, что изучение музыки однозначно способствует положительному развитию человеческого мозга. С тех пор другие исследователи воспроизвели первоначальный вывод 1993 года о том, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление. А дальнейшее исследование Раушер и ее коллег в 1994 году показало, что после восьми месяцев занятий на клавиатуре дошкольники продемонстрировали повышение IQ пространственного мышления на 46% — навык, важный для некоторых типов математических рассуждений.
В частности, раннее музыкальное обучение, по-видимому, больше всего укрепляет связи между нейронами мозга и, возможно, даже приводит к установлению новых путей. Но исследования показывают, что музыкальное обучение имеет более чем случайную связь с долгосрочным развитием определенных частей мозга.
В 1994 году журнал Discover опубликовал статью, в которой обсуждались исследования Готфрида Шлауга, Германа Штайнмеца и их коллег из Дюссельдорфского университета. Группа сравнила магнитно-резонансные изображения (МРТ) мозга 27 классически обученных правшей, играющих на фортепиано или струнных, с изображениями 27 правшей, не являющихся музыкантами.
Интересно, что они обнаружили, что у музыкантов височная пластинка — структура мозга, связанная со слуховой обработкой — была больше в левом полушарии и меньше в правом, чем у немузыкантов. У музыкантов также был более толстый тракт нервных волокон между полушариями. Различия были особенно разительны среди музыкантов, которые начали заниматься в возрасте до семи лет.
По словам Шлауга, изучение музыки также способствует росту мозолистого тела, своего рода моста между двумя полушариями мозга. Он обнаружил, что у музыкантов, начавших заниматься до семи лет, мозолистое тело на 10-15% толще, чем у немузыкантов.
В то время Шлауг и другие исследователи предположили, что мозолистое тело большего размера может улучшить моторный контроль за счет ускорения связи между полушариями.
С тех пор исследование музыкального психолога из Дартмута Петра Джаната, опубликованное журналом Science в 2002 году, подтвердило, что музыка способствует большей связи между левым и правым полушариями мозга и между областями, ответственными за эмоции и память, чем почти любой другой стимул.